SiteHeart

 

Запорная арматура: задвижки



18 августа 2017
Чтобы перекрыть воду в смесителе на кухне или в ванной мы обычно используем кран, а вот чтобы перекрыть движение жидкости в трубопроводах уже требуются иные устройства. Их так и называют «трубопроводные задвижки».
 
Они представляют собой одну из разновидностей запорной арматуры и предназначены для запирания и открывания движения потока воды или иной жидкости в трубах. Большую часть времени они открыты, либо закрыты. Концы задвижек стыкуются с отверстиями труб путем фланцевого, муфтового присоединения, либо с помощью приварки.
 
Принцип работы задвижек - в перекрывании затворным элементом двух отверстий - седел, изготовленных параллельно или под углом.
 
Виды задвижек
 
По диаметру проходного отверстия:
  • полнопроходные (диаметр отверстия равен размеру трубопровода).
  • суженные задвижки (отверстие уже прохода) – делается это с целью понижения крутящего момента и износа уплотнителей.
В зависимости от управления:
  • с помощью штурвала (вручную) – оборудуются дополнительно редуктором.
  • с электродвигателем.
  • с гидроприводом.
  • с пневмоприводом.
По характеру движения шпинделя:
  • с выдвигающимся шпинделем – во время открывания происходит поступательное, либо вращательно-поступательное действие. Резьба и ходовая гайка располагаются с внешней стороны, во время открытия шток выдвигается вверх. Легкодоступны для проведения ТО, не подвергаются вредному воздействию перемещаемой жидкости.
  • с невыдвижным (вращаемым) – совершается вращательное движение, ходовая резьба помещена внутри корпуса задвижки, что уменьшает ее высоту. Ходовой узел находится непосредственно в перемещаемой жидкости.
По конструкции запорного элемента:
  • клиновые (седла под углом к друг дружке, затвор - клиновидный):
  • жесткий клин (точное совпадение углов клина и седел).
  • двухдисковый клин (клин состоит из 2 дисков, закрепленных под углом).
  • упругий клин (тоже 2х-дисковый, однако между клиньями еще помещается прослойка, обладающая упругостью и способностью изгибаться).
  • параллельные (седла установлены параллельно, затвор - двухдисковый).
  • шиберные (однодисковый).
  • ножевые (затвор имеет функции ножа, направленные на уничтожение частиц в жидкости).
  • шланговые (вместо седел и уплотнителей используется резиновый шланг, который при необходимости просто пережимается шпинделем).
По типу изготовления:
  • литые (выплавляются из чугуна, стали или алюминиевого сплава).
  • штампосварные (при производстве используется сталь или титановые сплавы).
Преимущества и недостатки:
 
Трубопроводные задвижки имеют простое устройство, подходят для работы в любых условиях эксплуатации, обладают небольшим гидравлическим сопротивлением, что делает их незаменимыми в работе с магистральными трубопроводами.
 
Не смотря на то, что задвижки имеют небольшую длину, их высота порою бывает велика. Для них характерно длительное время открытия-закрытия, а входящие в комплект уплотнительные элементы, как и везде, могут изнашиваться. Ремонт их достаточно сложен.
 
Задвижки нашли широкое применение в сфере ЖКХ, на газовых, нефтяных и водяных трубопроводах. Из всей запорной арматуры на них приходится около 80%, остальное - за кранами, клапанами и заслонками.
 
Шиберные задвижки используются в канализационных трубопроводах. Шланговые – для транспортировки вязких жидкостей. И так далее. Каждый вид нашел свою нишу.
 

Запорная арматура в Казахстане

Источник: dunkan-smolensk.ru